ПРОЕКТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «Муравей» МОУ ООШ №5 п. Дарасун
Фотооотчёт МОУ ООШ №5 п. Дарасун
ПРОЕКТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «Муравей» в рамках школьного проекта «Лесная страна»
Описание проблемы, на решение которой направлен проект.
Для Забайкалья с учетом сложной экологической обстановки в условиях резко континентального климата, преимущественно ресурсодобывающего характера производства, специфики геополитического положения актуализируется необходимость организации экологического образования как одного из факторов решения экологических проблем и обеспечения экологической безопасности региона. Решение проблем экологического благополучия зависит не только от возможностей современной науки и техники, но и от экологической грамотности и экологической культуры населения Забайкальского края, формирование которых входит в сферу деятельности различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, общественных организаций. Экологически направленная педагогическая деятельность вносит вклад в обеспечение рационального природопользования в Забайкальском крае.
Школьный проект «Муравей» рассматривается как одно из направлений дополнительного экологического образования обучающихся начальной школы.
Отличительная особенность функционирования школьного проекта заключается в том, что деятельность обучающихся имеет гуманитарно-естественнонаучный, практико-ориентированный характер, социально-проблемную ориентацию, способствует появлению новых, интегрированных видов деятельности, расширению образовательных ресурсов интегрируемых сфер, изменению качества социализации личности обучающихся через участие и содействие в решении социально-значимых экологических проблем социоприродного окружения посёлка Дарасун.
Актуальность проекта
Актуальность предлагаемого проекта для системы образования продиктована потребностями на различных уровнях образовательного пространства.
На мировом уровне в современных социокультурных условиях усиливается интерес педагогической и экологической общественности к воспитанию экологической культуры каждого человека и общества в целом как фактора устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности. Мировое сообщество постепенно признает, что основой выживания человечества становится установление гуманных отношений не только между людьми, но и между человеком и природой, отражающееся в качественном изменении отношения человека к ней: от потребительского к созидательному.
Данный подход предполагает выход за рамки общеобразовательной школы и предоставляет возможности для создания ребёнком собственной модели поведения и самоопределения.
Основные виды деятельности обучающихся:
— образовательная деятельность
— учебно-практическая деятельность
— просветительская деятельность
— природоохранная деятельность
В соответствии с направлениями деятельности выявлены педагогические технологии, влияющие на развитие созидательной активности обучающихся:
— проблемное обучение
— исследовательские методы обучения
— проектные методы обучения
— игровые технологии обучения
— технология социального взаимодействия
Этапы реализации проекта
Проект предполагает срок реализации в три года — 2015-2018 гг.
Цель:
Объединение учащихся начальной школы в деятельности по сохранению лесных богатств Забайкальского края
Задачи:
- Представить в газете экологические проблемы Забайкальского края и экологические новости школы
- Отразить основные результаты деятельности школьного проекта (Презентация творческих работ школьников)
- Формировать у школьников навыки издательской работы.
План реализации проекта «Муравей» на 2015-16 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки
|
1 | Летняя кампания « Спасики», «Страна Экландия»
|
Июнь-июль
|
2 | Поход с экодесантом «Чистый лес»
|
Сентябрь |
3 | Конкурс поделок из природного материала «Дары осени»
|
Сентябрь |
4 | Конкурс «Моя красная книга»
|
Октябрь |
5 | Конкурс рисунков «Лесные фантазии»
|
Октябрь |
6 | Экодесант. Уборка территории.
|
Октябрь
|
7 | Выпуск ежемесячной газеты «Муравей»
|
Ежемесячно
|
8 | Открытое мероприятие. Маршрутная экологическая игра «В гостях у Берендея» | Ноябрь
|
9 | Олимпиада по окружающему миру среди учащихся начальной школы.
|
Декабрь
|
10 | Конкурс снежинок.
Новогодний праздник |
Декабрь |
11 | Поделки из вторсырья
|
Январь |
12 | Экологическая эстафета | Февраль |
13 | Месячник «Мы за чистый посёлок»
|
Март-апрель |
14 | День Земли. Марш парков
|
Апрель |
15 | Проведение дополнительных мероприятий
Работа в газете (сочинения, рисунки, стихотворения об экологических проблемах посёлка Дарасун)
|
В течение года |
Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством об образовании, актами местного самоуправления, локальными нормативными актами образовательного учреждения, или предложение по содержанию проекта нормативно-правого акта, необходимого для реализации проекта
- Конвенция о правах ребенка;
- Статьи 42, 43 и 44 Конституции Российской Федерации;
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утверждена УказомПрезидента РФ от 1 июня 2012 г. № 761;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт: начального общего, основного общего образования
- Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 г., одобренная распоряжением Правительства Забайкальского края от 20 октября 2009 г. № 673-р;
На основе тщательно продуманных и выверенных психолого-педагогических условий реализация проекта может обеспечить следующие ожидаемые результаты:
— формирование созидательной активности школьников как личностного результата деятельности в школьном проекте;
— ориентация воспитанников на природоохранную деятельность;
— появление новых интегрированных образовательных программ и методических материалов для реализации направлений внеурочной деятельности через дополнительное образование в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Необходимые условия организации работ
- Организационные условия:
— создание творческой группы;
— формирование открытой информационной инфраструктуры
- Психолого-педагогические условия:
— организация деятельности социальных партнёров, включая сетевое взаимодействие субъектов образовательного пространства посёлка, содействующих развитию созидательной активности обучающихся;
- Материально-технические условия:
— наличие фонда учебно-методических пособий, методической литературы и периодики.
-проектор, компьютер, фотоаппарат.
Отчёт по проведению маршрутно-экологической игры для младших школьников «В гостях у Берендея»
В 13 ноября 2015 года прошла маршрутно-экологическая игра для младших школьников «В гостях у Берендея» Учащиеся начальной школы разделились на команды. Каждая команда проходила по станциям. На станциях их встречали: Леший, Водяной, Берендей, Кикимора Болотная.
Они задавали ребятам вопросы, загадки, устраивали конкурсы, рисовали плакаты, собирали пословицы и др. Игра прошла на одном дыхании, интересно, познавательно. Каждая команда была награждена сладкими призами. Хочется поблагодарить за помощь в проведении игры: Ненашеву О.С., Мухамадееву Е.А., Луговскую Н.В., Харитову А.И., Ваневу Д, Коробейникову Ж., Дорошенко Ж.
Сценарий маршрутной экологической игры для младших школьников «В гостях у Берендея»
Цель:-привитие любви к природе и окружающей среде,
-расширение кругозора, представлений об окружающем мире, экологии,
Материалы:
Маршрутные листы для каждой команды, авторучки – для заполнения маршрутных листов, костюмы:Водяного, Лешего; Старичка Лесовичка; Кикиморы Болотной; Берендея, бумага, цветные карандаши, карточки с заданиями для ведущих конкурсов, эмблемы и грамоты для награждения, сладкие призы, карточки с разрезанными пословицами о природе в конверте, веник, скакалка, губки для посуды, тазик с водой, стакан, ракушки, рис, фасоль, мелкая вермишель, камешки, ракушки, Указ Берендея, рисунок с изображением Берендея, кегли, веник, скомканные листы бумаги, корзина для попадания «мусором» — скомканной бумагой, воздушные шары, указатели с названиями станций, счетные палочки.
Предварительная работа: в группе висит плакат с изображением Берендея, Указ Берендея.
Ведущий – воспитатель.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашей игре, которая называется «В гостях у Берендея»! Игра у нас будет не обыкновенная, а игра – путешествие по станциям. На каждой станции вам нужно будет выполнить ряд заданий, которые будут написаны у вас в маршрутных листах. Маршрутные листы будут содержать место расположения каждой из станций. Станции следует проходить по мере их следования в маршрутном листе, идти по порядку, не перескакивать с одной станции на другую. В каждом задании вам будут ставить заработанные вами баллы – от 0 до 5, по окончании игры мы подсчитаем баллы и узнаем победителя.
Кто такой Берендей? Это могущественный царь лесов, полей, рек, природы и всех его жителей. Берендей издает указы, которые все его подчиненные (рыбы, птицы, звери, насекомые, растения, водоемы и т. д.) должны выполнять. Человек – тоже часть природы, он тоже должен заботиться о природе, ее защите, поэтому люди занимаются экологией — наукой, которая защищает природу, охраняет ее. Экология– наука, об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология» состоит из двух греческих слов: «экос», что означает «дом» и «логос» — «наука». Поэтому можно сказать, что экология – наука о доме. Для человека, для всех живых существ, живущих на планете, домом является вся наша огромная, и в тоже время, маленькая, планета Земля.
Ведущий:
Всем! Всем! Всем!
Берендей издал Указ,
Его исполнить надо враз:
На команды всем разбиться,
Чтоб в пути не заблудиться,
Быть серьезным, не сердиться,
Это очень пригодится!
Участие в маршрутной игре вам надо принять,
В ней ответы четкие давать,
Знания о природе свои пополнять!
Чтоб о Царстве Лесном побольше узнать,
Надо задания всем выполнять,
Чтобы наш Царь Берендей
Был доволен, ей же ей!
Испытания, и задания важные,
Сразятся в них пусть отважные!
Задания в них трудные,
Но вовсе не занудные,
Интересные, да веселые,
Озорные, да задорные.
Чтоб природу защитить,
Для потомков сохранить,
Отправляйтесь в путь скорей,
Как велел Царь Берендей
Задание Старичка Лесовичка:
Старичок – Лесовичок:
Лес – не только для нашей заботы,
Он – богатство всей нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены!
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк, иль малинник густой.
Знаю я, детки, что вы в лес ходите, урожай собираете. Сейчас мы с вами узнаем, знаете ли вы грибы – мои лесные дары, сумеете ли отгадать мои загадки, да рассказать — где ядовитые, а где – съедобные грибы
-Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай,
Это… (сыроежки)
-Белка к елке подбежала,
Лапкой веточку достала,
И на веточный изгиб
Положила белый (гриб)
-Кто стоит на белой ножке
В красной шапке у дорожки,
Грибникам наперекор?
Отгадайте! (мухомор)
-На пнях в лесу грибы растут,
Да вот забыл, как их зовут
Помогите мне, ребята!
А вы в ответ – это (опята)
-В толстой шапке он стоит,
Из – под елочки глядит.
Пусть и ростом невелик-
Лучший гриб здесь — (боровик)
-Вырос раннею весной
Этот первый гриб лесной.
Вон забрался под сучок
Весь в извилинах (сморчок)
-не спорю, не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В березовой роще. (подберезовик)
-Ходят в рыженьких беретах-
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются. (лисички)
-На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
-А вот кто – то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке – горошки. (мухомор) .
Конкурс Старичка Лесовичка:
А сейчас для вас конкурс: вам предлагается из счетных палочек составить, сконструировать деревце.
Заполненный маршрутный лист выдаётся.
ЗАДАНИЯ ЛЕШЕГО
Я живу в лесу, я- Леший, слежу за порядком в лесу. У меня для команд есть свои задания.
Леший:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Знаю я, ребята, что все вы любите в лес ходить, грибы, ягоды собирать, да воздухом свежим лесным подышать. А давайте – ка вспомним правила поведения в лесу (повторение правил поведения в лесу)
Конкурс Лешего:
В моем лесу после очередного прихода туристов осталось много мусора, вам нужно его собрать, кинуть в корзину (мусор — скомканная бумага)
Задание Берендея:
Берендей: Ну что, друзья мои верные, помощники? Вижу я, с чистым сердцем вы ко мне пришли, худого не желаете. Знаете ли вы, что такое природа? А зачем ее надо беречь и охранять? Многие ребята, чтобы научиться защищать природу, рисуют запрещающие и охраняющие, разрешающие знаки. Сейчас я проверю, как вы сможете нарисовать такие знаки (ребята рисуют). А теперь вам надо собрать разрезанные пословицы и постараться объяснить их смысл.
-От маленькой искры большой пожар бывает.
-Люби природу – она добром ответит.
Конкурс Берендея: Как известно, планета дышит, как и человек. У человека орган дыхания – легкие, а у планеты – деревья. В современном мире воздух загрязняют выхлопные газы, едкие вредные пары, вредные вещества и выбросы заводов, фабрик в атмосферу. Я, Берендей, хранитель всего живого на Земле, предлагаю вам стать легкими планеты – вам надо надуть воздушные шары
ЗАДАНИЯ КИКИМОРЫ
Кикимора Болотная: Живу я в болотах, да вблизи водоемов, дружу с лягушками, пиявками, жабами, люблю прятаться в камышах, в ряске, заготавливаю травку всякую, лечебную да волшебную. А знаете ли вы травы? Вот сейчас – то мы это проверим!
Я читаю характеристику растения, а вы должны угадать, о чем идет речь.
* Это растение – великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы – крючочки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку – липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и медицине. Что это за растение? (Репейник, он же — лопух) .
- Растение, помогающее при кашле, боли в горле, ознобе. Зимой помогает при простуде. Очень вкусное из него варенье, компот. Растет в лесу, на дачах, садовых участках. (Малина)
- Лиственное дерево, цветет в конце июля, начале июля. Цветы лечебные, помогают от кашля. При заваривании раствор похож на вязкую киселеобразную жижу. Лечебные цветы и семена. Сбор продается в аптеке, как отхаркивающее средство. (Липа)
- Это растение относится к числу старейших лекарственных средств. Целебные свойства его были известны еще врачам царя Петра 1. Растет оно на болотах, лугах, по берегам рек, ручьев, в зарослях кустарников, на опушках леса. Одно из ее основных лечебных свойств – успокаивающее действие для нервной системы. Помогает она при болезнях сердца. В аптеках продается в виде настоек. (Валериана)
Конкурс Кикиморы Болотной:
Вот какие молодцы, правильно угадали мои шифровки – путалки. А сейчас я вас немного повеселю, да погоняю, полетать на метле предлагаю! Вам надо «пролететь» на метле через расставленные на полу кегли, старясь не задеть их метлой.
Хорошо, ребята, справились с заданием, молодцы. Водяной дает детям заполненный маршрутный лист и дети отправляются дальше.
ЗАДАНИЯ ВОДЯНОГО
Водяной: Как и все живое, вода и водоемы тоже очень нуждаются в защите. Реки мелеют, рыбы в реках и морях становится меньше. В воду попадают вредные и химические вещества, сбросы вредных заводов… Поэтому водоемы тоже надо охранять, очищать берега рек, убирать мусор и т. д. Я предлагаю вам выполнить такое задание: вам надо ответить на мои вопросы.
Вам нужно ответить на вопросы и дать быстрые ответы:
-Назовите цветные моря (Красное, Черное, Белое) .
-Какое растение – цветок растет на болоте? (кувшинка, лотос) .
-Вспомните стихотворение, вставьте пропущенные слова:
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик по (быстрой реке,)
И скачут …. (лягушки) за мной по пятам,
И просят меня:
«Прокати, капитан! ».
-Кто живет в болоте? (пиявки, лягушки, жабы) .
-Какая птица приносит детей? (аист) .
-Какой будет ворона, сидящая на деревне под дождем? (мокрой).
-С чего, по словам известной детской песенки, начинается река? (с голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки) .
-Как вы думаете: как правильно говорить:
«У рыб нет зуб», «У рыбов нет зубов», «У рыбьев нет зубьев»? (правильный ответ: «У рыбы есть зубы ») .
Конкурс Водяного:
Молодцы, ребята, верно справились с заданием на смекалку. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Вам нужно из рассыпанных на столе предметов отделить одно от другого: перебрать ракушки, камешки, рис, мелкую вермишель, фасоль.
Воду нужно использовать строго по назначению, беречь ее и экономно использовать. Сейчас я проверю, как вы умеете экономить воду. Вам, по очереди, надо в тазике намочить губку, перелить воду из губки в стакан, стараясь как можно меньше пролить воды мимо стакана.
Хорошо, ребята, справились с заданием, молодцы. Водяной дает детям заполненный маршрутный лист, и дети отправляются дальше.
После прохождения командами всех испытаний, ведущий подсчитывает все заработанные баллы, происходит награждение команд грамотами, медалями «В гостях у Берендея», дети получают сладости.
Итог игры:
Берендей:
Хорошо вы потрудились,
Вижу, знания вам не зря пригодились,
Задания четко и точно выполняли,
Кругозор свой расширяли.
Природа – наш друг,
Природа – наш дом,
Жить надо в мире, согласии в нем.
Так давайте же вместе природу беречь!
До свидания, ребята, до новых встреч!
Маршрутный лист. Команда № 1. Команда ___
№ п/п Кикимора Болотная Леший Водяной Берендей
1
2
3
4
5